Что собой представляют опасные грузы на море
Опасными грузами становятся такие объекты, которые своими характеристиками и свойствами угрожают человеку нанесением вреда его здоровью и представляют опасность для его жизни и окружающей среды или неблагоприятно могут воздействовать на материальные объекты, что может ухудшить их состояние и привести к их порче.
Представители видов опасных веществ
Опасными являются такие категории грузов:
· смеси, обладающие взрывоопасностью;
· различные газообразные вещества, которые сжижены и абсорбированы или находятся в выделенном состоянии (чистый водород);
· жидкости, которые легковоспламенимы,
· химические элементы и вещества, которые ядовиты своими испарениями;
· оксиданты;
· вещества, служащие топливом для ядерных реакторов;
· вещества, способные к самовоспламенению;
· едкие вещества (кислота, щелочь);
· радиоактивные вещества в виде жидкостей, отходов и др. форм;
· различные виды бактерий и вирусов для лабораторий.
Правила международного кодекса морской перевозки опасных грузов
Перевозка опасных грузов морским транспортом осуществляется с применением норм и правил, содержащихся в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ), который разработала Международная морская организация (ИМО). Он часто подлежит изменениям и дополнениям в связи с появлением новых опасных веществ и технологий перевозки.Неизменными остается структура, включающая четыре раздела, которые содержат основные правила перевозки, называемые ключевыми:
1. Размещение и крепление грузов производится так,чтобы не были нарушены нормы безопасности. Каждому классу опасности присущи свои методы креплений.
2. При транспортировке взрывоопасных грузов производится их укладка в отдельные запертые во время хода судов помещения с исключением размещения возле них детонаторов.
3. Пары, относящиеся к опасным грузам, перевозят в помещениях с усиленной вентиляцией;
4. Опасные жидкости и газообразные вещества,подверженные воспламенении, ограждают от горячих источников и открытого пламени во избежание их возгораний и недопущения пожаров;
5. Суда, которые занимаются перевозкой экспортно-импортных грузов, должны иметь на борту не менее одного экземпляра МКМОПОГ.
6. Экспортно-импортные перевозки всегда производятся в соответствии с указаниями, содержащимися в МК МОПОГ, за исключением наступивших форс-мажорных обстоятельств, когда на передний план выступает забота о людях и предпринимаются все меры для их спасения и сохранения груза.
7. При перевозке грузов соблюдается необходимый специальный режим, отвечающий температурой и влажностью за поддержание свойств опасного груза, представленный Свидетельством о характеристиках груза.
8. В специальный грузовой отсек загружают огнетушащее вещество, соответствующее типу и классу груза для использования в исключительных случаях;
9. Транспортировка несовместимых друг с другом опасных грузов требует соответствующих условий размещения, при которых они не будут взаимодействовать.
Наряду с МК МОПОГ морская перевозка опасных грузов должна соответствовать положениям, которые содержит международная конвенция МАРПОЛ 73/78, ратующая за предупреждение загрязнения плавательных средств. Требования другой международной конвенции (СОЛАС-74) сосредоточены на сохранении человеческой жизни на морских просторах.
Какой должна быть упаковка опасных грузов
Каждый из перечисленных нормативных актов содержит целый ряд требований к таре и маркировке на ней, свидетельствующей об опасных свойствах перевозимых грузов, классе опасности. Для этого проводят тестирование тары на предмет прочности и безопасности с выдачей соответствующего сертификата.
Инертность тары к опасному грузу должна исключить ее взаимодействие с грузом, возникновение каких-либо реакций между ними. Кроме прочности важное место занимает герметичность тары, особенно при перевозке газов и паров, которые способны легко возгораться или поддаются воздействию окружающей среды (влага, воздух), становясь еще более опасными и токсичными для человека. Предпринимаются все меры для исключения их утечки. Тара из стекла,металла, полимеров и т.п. материалов, герметичность которых может быть нарушена ударами сторонних предметов, упаковывается дополнительно в ящики из дерева.Стеклянная тара подлежит изолированию друг от друга и окружающей среды негорючими прокладочными материалами, обладающими хорошими адсорбирующими свойствами.