Что такое девиация магнитного компаса?
Девиация – это отклонение стрелки компаса от линий магнитных меридианов Земли. Девиантные погрешности могут возникать под воздействием сторонних электромагнитных полей, излучаемых электронными приборами, включая навигационное оборудование и системы управления судном.
Естественная девиация наблюдается из-за нестабильности природного магнитного поля земного шара. Такие отклонения допустимы в пределах 0,1...0,3° на экваторе и до 1...3° ближе к полюсам планеты. Большие девиантные погрешности указывают на аномальную геомагнитную активность в конкретной местности или на влияние электромагнитного излучения электронного прибора, расположенного на небезопасной дистанции до магнитного компаса судна.
Чем опасно влияние электронных модулей на компас?
Превышение допустимых критических значений девиации при нарушении безопасной дистанции электронного модуля до магнитного компаса может привести к серьезным отклонениям судна от курса с последующими катастрофическими последствиями. Даже незначительная погрешность на несколько градусов, вызванная недопустимой эмиссией электромагнитной индукции электроприборов, способно свести судно с курса на большое расстояние и привести к аварийному столкновению с другими участниками движения на морских трассах.
Требования Российского морского регистра судоходства (РМРС)
Согласно правилам РМРС любое навигационное или иное электронное оборудование, способное создавать собственное электромагнитное поле, должно быть установлено на судне на безопасной дистанции от магнитного компаса. Каждый такой модуль должен быть соответствующим образом маркирован с указанием безопасного расстояния, на которое он может быть смонтирован относительно компаса.
В соответствии с требованиями РМРС безопасной дистанцией считается такое расстояние электрооборудования до магнитного компаса, при котором электромагнитное поле работающего электронного модуля или навигационного оборудования приводит к девиации:
- на верхнем мостике – не более 5,4°/H;
- на ходовом мостике – не больше 18°/H;
где H (мкТл) – величина горизонтальной составляющей индукции земного магнитного поля.
Для чего нужны испытания на безопасное расстояние до магнитного компаса?
В соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства и международных аналогичных стандартов любое электронное оборудование, в т.ч. и навигационное, установленное на мостике судна, должно пройти испытания на безопасную дистанцию до магнитного компаса. Кроме того, на самом модуле на видном месте должна быть маркировка с указанием безопасного расстояния.
Подобные испытания проводятся строго в соответствии с требованиями РМРС, российских и международных стандартов судоходства, среди которых ГОСТ Р МЭК 60945-2007, ГОСТ Р ИСО 8729-2-2019 и др.
Наши специалисты проводят полный комплекс услуг по проведению испытаний на безопасную дистанцию до магнитного компаса и оказывают помощь в получении типового одобрения Российского морского регистра судоходства.
Методика испытаний
Безопасное расстояние от источника электромагнитной индукции до компаса рассчитывается теоретически с экспериментальным подтверждением в ходе испытаний. Определить дистанцию можно и эмпирическим методом, проведя ряд последовательных тестов, изменяя расстояние и измеряя значение отклонения.
В ходе испытаний каждый тестируемый модуль располагается в таких ракурсах и положениях относительно магнитного компаса, при которых испытуемый образец во включенном состоянии приводит к максимальной девиации.
Далее экспериментально определяется минимальная безопасная дистанция, на которой влияние электромагнитного поля прибора на компас соответствует предельно допустимым значениям согласно требованиям РМРС – 5,4 и 18°/H (для верхнего и ходового мостиков соответственно). На основании полученных результатов составляется протокол испытаний.
При проведении испытаний используются современные испытательные стенды и сертифицированные высокоточные контрольно-измерительные приборы, благодаря чему мы обеспечиваем высокую точность результатов испытаний с оформлением протоколов, которые соответствуют всем требованиям и принимаются Российским морским регистром судоходства, РКО, органами по сертификации, ПАО «Россети», РЖД, корпорацией «Росатом», а также объектами нефтегазовой отрасли.