Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.
Инструменты Six Sigma предназначены для решения проблем, возникающих при реализации Six Sigma и в ходе любых действий по оптимизации процессов.
Эксперт Six Sigma использует качественные и количественные методы для улучшения процесса. Хотя сами инструменты не уникальны, способы их применения и интеграции в рамках системы могут варьироваться. Ниже мы приведем самые частые статистические и графические инструменты, применяемые в проектах оптимизации:
DMAIC: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль. Представляет собой координируемую стратегию качества, используемую для улучшения процессов. Это неотъемлемая часть системы Six Sigma. Она может быть реализована и как отдельная процедура улучшения качества, и как составляющая системы инициатив по улучшению процессов, например, Lean.
5S: Пять «С» в Lean представляет собой методологию, способствующую тому, что рабочее место остается чистым, удобным, функциональным и хорошо организованным. Это стимулирует сокращение отходов и оптимизацию производительности. Данный подход помогает создать качественную рабочую среду, как в физическом, так и в психическом планах. Философия 5S применяется в любой рабочей области, где уместен визуальный контроль и где разумно снижать отходы.
7 отходов: основной принцип экономичного производства – сокращение и устранение отходов. Семь категорий отходов повторно идут в производство еще до момента формирования спроса; остаются до следующего процесса, работника, материала или оборудования; не требуют транспортировки материалов; слишком скрупулезной обработки деталей из-за некачественного инструментария и дизайна продукта; исключают наличие избыточных запасов; минимизируют двигательную активность персонала в процессе работы; снижают количество дефектов.
Сопоставление потока создания ценности (VSM): инструмент, реализуемый на бумажном носителе и применяемый в 2 этапа. Во-первых, он помогает отслеживать полный цикл производства продукта от начала до конца и позволяет составить визуальное представление каждого процесса в материальных и информационных потоках. Во-вторых, воссоздает перспективу будущего. И этот второй аспект является наиболее ценным.
Поток: прогрессивное разрешение задач в потоке создания ценности, когда продукт переходит от проектирования к запуску, от заказа к доставке, от сырья до готовых материалов без простоев, брака или обратных потоков.
Визуальное рабочее место. Оно определяется оснащением, предназначенным для визуального обмена информацией об операциях, чтобы обезопасить и защитить работу человека и машины, повысить точность, воспроизводимость и надёжность опций.
Голос клиента: реализация функции качества (QFD) начинается с изучения и выявления потребностей клиентов. Первым шагом является получение отзывов клиентов (VOC) и создание соответствующей таблицы для систематизации (VOCT). К общим источникам информации могут относиться отчеты о продажах и технических поездках, претензии по гарантии, форумы поддержки пользователей или линии поддержки, а также социальные сети.
Руководители групп Six Sigma также используют инструменты управления проектами, например диаграммы Ганта, и инструменты взаимодействия с коллективом, например мозговой штурм и методика номинальных групп.