Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.
Обеспечение качества (QA) и контроль качества (QC) – это два термина, которые часто заменяют друг друга. Несмотря на схожесть, между этими двумя понятиями есть четкие различия. На этой странице будут объяснены отличия между контролем качества и управлением качеством, а также приведены определения и примеры каждого из них.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ QA И QC
Обеспечение и контроль являются двумя аспектами управления качеством. Хотя некоторые мероприятия по обеспечению и контролю качества взаимосвязаны, эти два определения имеют и различия. Ниже приведены определения ISO 9000 из ISO 9000: 2015: Системы менеджмента качества.
ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА
Обеспечение качества можно определить как «зону управления качеством, нацеленную на гарантию того, что требования качества будут выполнены». Доверие, обеспечиваемое этой гарантией, имеет два аспекта: внутренне – для руководства, и внешнее – для клиентов, государственных учреждений, регулирующих органов, органов по сертификации и третьих сторон. Альтернативное определение термина: «все запланированные и систематические действия, осуществляемые в системе качества, которые можно продемонстрировать, гарантируя соответствие продукта или услуги требованиям».
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Контроль качества можно определить как «зону управления качеством, ориентированную на выполнение соответствующих требований». Хотя обеспечение качества относится к выполнению процесса или производству продукта, контроль качества является в большей степени инспекционным аспектом управления. Альтернативное определение термина – «эксплуатационные методы и действия, используемые для выполнения требований к качеству».
ЧТО ТАКОЕ ИНСПЕКЦИЯ КАЧЕСТВА?
Инспекция – это процесс измерения, проверки и тестирования одной или нескольких характеристик продукта или услуги и сравнение с указанными требованиями для определения соответствия. Продукты, процессы и другие результаты могут быть проверены для подтверждения, что объект, сходящий с производственной линии, или предоставляемая услуга, является корректным и соответствует спецификациям.
ОТРАСЛЕВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Как показывает опыт «Менделеев Тест Групп», некоторые обслуживающие компании не вполне принимают концепцию контроля качества, так как они не производят осязаемого продукта для проверки и контроля. Функция обеспечения качества в такой компании может не включать контроль качества самой услуги, но, тем не менее, подразумевает контроль качества любых продуктов, участвующих в ее предоставлении.
Услуга может включать документы (например, отчет, контракт, дизайн-проект) или материальные объекты (прокатный автомобиль, единицы забора крови). Необходимость контроля качества услуг возникает, когда важно убедиться, что сервис соответствует требованиям клиента.
ФУНКЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И АУДИТА
Аудит обязательно входит в функцию обеспечения качества. Он используется для сравнения фактических условий с требованиями и для представления результатов управления руководству.
Формальные системы управления развивались, чтобы направлять и контролировать организации. Существуют системы менеджмента качества (СМК), а также системы управления окружающей средой или другие системы управления, и каждая из них может подвергаться аудиту.
ИСТОРИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Качество было определено как пригодность для использования, соответствие требованиям и стремление к совершенству. Несмотря на то, что концепция качества существовала с древних времен, изучение и определение качества получили известность только в прошлом веке.
1920-е: КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
После промышленной революции и роста массового производства оказалось особенно важным определять и контролировать качество продукции. Первоначально цель состояла в том, чтобы гарантировать выполнение инженерных требований в конечных продуктах. Позже, когда производственные процессы стали более сложными, качество превратилось в дисциплину контроля изменений процесса как средства производства конкурентоспособных продуктов.
1950-е: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И АУДИТ
Суть концепции расширилась, чтобы включить функции обеспечения и аудита качества. Движущими факторами независимой проверки качества были, прежде всего, отрасли, в которых общественное здравоохранение и безопасность оказывались приоритетными.