ресурсы КАЧЕСТВА | А-Я

Диаграмма взаимосвязей

Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.

Глоссарий Качества: Диаграмма взаимоотношений

Альтернативные названия: диаграмма взаимоотношений, диаграмма отношений или орграф, схема сети

Вариация: матричная диаграмма

Это новый инструмент планирования управления, который отображает взаимосвязь между факторами при возникновении комплексной проблемы. Диаграмма взаимосвязи показывает причинно-следственные связи. Ее базовая цель – выявить отношения, которые сложно определить иными способами.


Диаграмма взаимосвязи находится в области инструментов определения первопричины, но, в основном, используется для понимания логических отношений в сложной и запутанной проблемной ситуации. Её преимущество заключается в их визуализации. Создание диаграммы взаимосвязи помогает анализировать естественные связи между различными аспектами.

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИАГРАММУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Опыт «Менделеев Тест групп» показывает, что ее применение уместно в следующих ситуациях:

  • При попытке понять связи идей или причинно-следственные связи, например, при определении области максимальной оптимизации.
  • Если важно выявить причины сложной проблемы. 
  • Когда внедряется комплексное решение.
  • После генерации схемы сродства, схемы елочки или диаграммы дерева, для более полного изучения соотношения идей.
  • В анализе первопричин, особенно для:

– понимания связей разных аспектов проблемы;

– выявления взаимосвязи между проблемой и ее возможными причинами.

СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ. ОСНОВНАЯ ПРОЦЕДУРА 

Необходимые материалы: липкие карточки для заметок, большая бумага (газетный формат или две страницы флипчарта, склеенные вместе), маркеры и лента.

  1. Напишите формулировку проблемы, которую предполагается изучить через диаграмму взаимосвязей. Пометьте ее на карточке или заметке и разместите на верху рабочей поверхности.
  2. Мозговой штурм – это второй этап решения проблемы. Все стратегии записываются на карточках. Если до этого тоже шла работа, можно взять идеи из аффинной диаграммы, самой подробной строки древовидной диаграммы или последних ветвей на диаграмме рыбьих костей. Допускается использовать эти идеи в качестве отправной точки и продумывать дополнительные. 
  3. Каждую отдельную идею размещайте на рабочей поверхности, задавая вопрос, связана ли она с другими. Поместите идеи, которые связаны с первой. Оставьте пространство между карточками, чтобы потом рисовать стрелки. Повторяйте, пока все карты не окажутся на рабочей поверхности.
  4. Для каждой идеи важно задать вопрос: «Эта идея провоцирует иную или как-то влияет на нее?» Нарисуйте стрелки от каждой идеи к тем, которые она вызывает или на которые она влияет. Повторите вопрос для каждой идеи.
  5. Проанализируйте диаграмму:
  • Подсчитайте стрелки для каждой идеи. Запишите их количество внизу. Те, у которых больше всего стрелок, являются ключевыми.
  • Обратите внимание, какие идеи имеют, в основном, исходящие (от) стрелки. Это основные причины.
  • Обратите внимание, какие идеи имеют, в основном, входящие (в) стрелки. Это конечные эффекты, которые также могут иметь решающее значение для решения.

Помните, что количество стрелок является только показателем, а не абсолютным правилом. Обязательно проверьте, являются ли идеи с меньшим количеством стрелок ключевыми. Нарисуйте жирные линии вокруг ключевых идей.

СОЗДАТЬ ДИАГРАММУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОПРИЧИН

  1. Определите факторы, подлежащие анализу на предмет возможных связей, и пометьте их, используя краткие и ёмкие определения.
  2. Нарисуйте факторы на пустой диаграмме на доске, предпочтительно в форме округлости.
  3. Оцените, что влияет на каждый фактор и на какие факторы он влияет, и проиллюстрируйте отношения с помощью стрелок.
  4. После того, как все отношения были оценены, подсчитайте количество стрелок, указывающих направление к каждому фактору и от него, после чего обозначьте эту информацию на диаграмме.
  5. Исходя из количества стрелок, указывающих направление для фактора, он может быть ведущим (больше стрелок от, чем к) или оставаться индикатором (больше стрелок к, чем от).
  6. Продолжая анализ первопричин, можно формулировать отправную точку.

СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ. ПРИМЕР 1. 

Группа поддержки компьютеров планирует крупный проект: замена мэйнфрейма. Специалисты создали диаграмму взаимосвязи (см. рисунок ниже), чтобы разобраться в запутанном наборе элементов, вовлеченных в этот проект.


Пример диаграммы взаимосвязи

«Проект замены компьютера» представляет собой карту, на которой указана проблема. Идеи, взятые из мозгового штурма, сочетали шаги, проблемы, желаемые результаты и менее желательные эффекты, представленные для обработки. Все это оказалось на диаграмме. По мере того, как задавались вопросы об отношениях и причинах, сочетание идей приобрело структуру. 

После того, как все стрелки были нарисованы, ключевые вопросы прояснились. Они обведены жирным.

  • «Новое программное обеспечение» имеет одну стрелку и еще шесть. «Установить новый мэйнфрейм» имеет одну стрелку и четыре от. Обе идеи являются основными причинами.
  • «Прерывание обслуживания» и «увеличение стоимости обработки» имеют три стрелки, и группа определила их как ключевые эффекты, которых следует избегать.

ДИАГРАММА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ. ПРИМЕР 2. 

Небольшая больница обеспокоена эффективностью врачей, поскольку они самые высокооплачиваемые сотрудники и критически важны для лечения пациентов. Предприняв многочисленные шаги по обеспечению высокой производительности, управление больницей было сбито с толку, когда эффектом оказалось все равно неуклонное ежемесячное снижение производительности врачебного персонала.

Поскольку такое развитие было сложно объяснить, руководство решило выяснить причины и следствия различных факторов. Было решено разработать диаграмму взаимосвязи и включить в анализ следующие факторы:

  • количество запланированных визитов на одного врача;
  • количество экстренных назначений на одного врача;
  • административная нагрузка на одного врача;
  • количество изменений в назначенных встречах;
  • качество и надежность оборудования;
  • наличие медсестры;
  • наличие других функций поддержки;
  • уровень оплаты труда врачей.

Когда диаграмма взаимосвязи была завершена, внимание переключилось с улучшения ситуации врачей на обеспечение доступности медсестер, других вспомогательных функций и оперативного оборудования.

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Наши клиенты признательны за нашу работу
"Выражаем Вашему коллективу нашу искреннюю благодарность и глубокое признание"
Д.В. Крашенников "Производственное Объединение ОВЕН"
"Ваш подход к работе отвечает высоким требованиям нашей организации"
А.А. Слугин "ГК "Севкабель"