Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.
Определение Глоссария Качества: Диаграмма Сродства
Также называется: Диаграмма сходства, диаграмма сродства, K-J метод (Метод "Кей Джи")
Диаграмма сходства организует большое количество идей в их естественных отношениях. Это организованный результат мозгового штурма . Используйте его для создания, организации и консолидации информации, связанной с продуктом, процессом, сложной задачей или проблемой. После генерации идей сгруппируйте их в соответствии с их сходством. Этот метод создания идеи использует творческие способности и интуицию команды. Он был создан в 1960-х годах японским антропологом Дзиро Кавакита.
• Когда вы сталкиваетесь со многими фактами или идеями в кажущемся хаосе.
• Когда вопросы кажутся слишком большими и сложными для понимания.
• Когда необходим групповой консенсус.
• После мозгового штурма.
• При анализе вербальных данных, таких как результаты.
• При сборе и организации больших массивов данных.
• При развитии отношений или тем между идеями.
• При сведении атрибутов к категориям, которые могут быть рассмотрены на более высоком уровне.
Процесс диаграммы сходства позволяет группе выйти за рамки привычного мышления и предвзятых категорий. Эта техника открывает доступ к великому знанию и пониманию, нераскрытым в нашей интуиции. Диаграммы сходства, как правило, имеют от 40 до 60 элементов; однако нет ничего удивительно в том, чтобы увидеть от 100 до 200 элементов.
Необходимые материалы: липкие заметки или карты, маркировочные ручки, большая рабочая поверхность (стена,стол или пол).
(Во время мозгового штурма записывайте непосредственно на стикеры или карточки, если вы подозреваете, что будете следовать за мозговым штурмом с диаграммой сходства.) Беспорядочно разбросанные заметки на большой рабочей поверхности, чтобы все заметки были видны всем. Вся команда собирается вокруг заметок и участвует в следующих шагах.
Советы: используйте маркеры, чтобы слова можно было читать четко даже на расстоянии.. С помощью обычных ручек трудно читать идеи с любого расстояния. Письменные идеи должны быть длиной от трех до семи слов.
Попытайтесь найти связи между отдельными идеями и попросите членов команды одновременно отсортировать идеи (без разговоров) в пять-десять связанных групп. Повторяйте, пока все заметки не сгруппированы. Абсолютно нормально иметь "одиночек", которые не подходят для группы. Также можно переместить заметку, которую кто-то уже переместил. Если заметка кажется принадлежащей к двум группам, сделайте вторую заметку.
Советы: очень важно, чтобы никто не говорил во время этого шага. Основное внимание должно уделяться поиску и группированию связанных идей. Важно также назвать эти "группировки"."Не размещайте заметки в каком-либо порядке и не определяйте категории или заголовки заранее.
На основе этих связей попытайтесь определить категории и создать карточки сводки или заголовка для каждой группы или категории. Вы можете обсудить форму диаграммы, любые удивительные паттерны, и особенно причины для перемещения спорных заметок. Вносите изменения и перемещайте идеи по мере необходимости. Когда идеи сгруппированы к удовлетворению команды, выберите заголовок для каждой группы. Чтобы сделать это, найдите заметку в каждой группе, которая захватывает значение группы. Поместите его в верхней части группы. Если такой записки нет, напишите одну. Часто бывает полезно написать или выделить эту заметку другим цветом.
Советы: карточки заголовка должны четко определять общий поток для всех группировок и должны быть описательными для этого потока.
Назначьте все идеи указанным категориям, поместив их в заголовочные карточки.
Совет: базовое задание на "чутье", а не через созерцание.
Производственная команда использовала схему сходства для организации списка потенциальных показателей эффективности. На рисунке 1 показан список элементов. Поскольку команда работает по сменному графику, и участники не могут встретиться, чтобы сделать диаграмму сходства вместе, они изменили процедуру.
Члены команды записывали каждую идею на стикеры и размещали их в случайном порядке на используемой двери. В течение нескольких дней все просматривали заметки и перемещали их в связанные группы. Некоторые люди пересматривали эволюционирующую модель несколько раз. Через несколько дней появилась естественная группировка, показанная на рисунке 2 (ниже).
Обратите внимание, что одна из заметок, “безопасность”, стала частью заголовка для своей группы. Остальные заголовки были добавлены после появления группы. Были определены пять основных направлений деятельности: качество продукции, техническое обслуживание оборудования, производственные затраты, объем производства, безопасность и охрана окружающей среды.
Следующий пример взят из работы больницы. Стремясь лучше понять барьеры для своевременной доставки лекарств, команда создала диаграмму сходства в шесть шагов.
1. Назначен руководитель группы для планирования.
2. Согласована постановка вопроса или проблемы.
Совет: изложение проблемы в форме вопроса ("каковы барьеры для своевременной доставки лекарств?") часто может оказаться полезным.
3. Мозговой штурм и запись идей.
Совет: у вас есть два основных варианта сбора идей от членов команды. Участие всех участников группы обеспечивается с помощью бесшумной записи (вариант b, ниже), но традиционный мозговой штурм также может генерировать идеи.
1. Традиционный мозговой штурм-для того, чтобы вокруг группы, каждый человек пишет идею или ответ на вопрос на карте 3” x 5”, объявляя содержание карты в группе.
2. Бесшумная запись-каждый человек пишет ответы на 3” x 5 " карты или заметки, по одной идее на карту, пока все члены команды не исчерпали свой запас идей.
4. Прикрепили все карты к стене, группируя похожие идеи вместе. Например, команда опубликовала вместе все темы, которые предполагали, что аптека может быть недоукомплектована.
Совет: после первого размещения всех идей настройте группы, перемещая карты из одной стопки в другую, чтобы отразить более тесные связи. Члены команды должны говорить друг с другом, как они организуют идеи.
5. Пометить каждую окончательную группу заголовком, определяющим общую тему, к которой относятся все элементы группы. См. рисунок ниже.
6. Просмотр окончательных группировок и заголовков. Прогуливаясь и изучая размещенные заметки, все члены группы имели возможность увидеть группы, а затем прокомментировать их.
Следующие шаги: подключение к другим инструментам
Хотя диаграмма сходства может представлять интересные данные и полезные идеи, само упражнение должно привести к дальнейшему анализу. Теперь команда может использовать диаграмму отношений , например, или даже причинно-следственную диаграмму , чтобы добраться до первопричин задержки лекарств.
Диаграмма сходства, прежде всего, стимулирует обсуждение проблем или проблемы, открывая возможности для улучшения или решения.
Адаптировано из практических инструментов.