ресурсы КАЧЕСТВА | А-Я

Диаграмма сродства

Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.

Определение Глоссария Качества: Диаграмма Сродства

Также называется: Диаграмма сходства, диаграмма сродства, K-J метод (Метод "Кей Джи")

Диаграмма сходства организует большое количество идей в их естественных отношениях. Это организованный результат мозгового штурма . Используйте его для создания, организации и консолидации информации, связанной с продуктом, процессом, сложной задачей или проблемой. После генерации идей сгруппируйте их в соответствии с их сходством. Этот метод создания идеи использует творческие способности и интуицию команды. Он был создан в 1960-х годах японским антропологом Дзиро Кавакита.

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИАГРАММУ СХОДСТВА

• Когда вы сталкиваетесь со многими фактами или идеями в кажущемся хаосе.

• Когда вопросы кажутся слишком большими и сложными для понимания.

• Когда необходим групповой консенсус.

Типичные ситуации:

• После мозгового штурма.

• При анализе вербальных данных, таких как результаты.

• При сборе и организации больших массивов данных.

• При развитии отношений или тем между идеями.

• При сведении атрибутов к категориям, которые могут быть рассмотрены на более высоком уровне.

ПРОЦЕСС ДИАГРАММЫ СХОДСТВА

Процесс диаграммы сходства позволяет группе выйти за рамки привычного мышления и предвзятых категорий. Эта техника открывает доступ к великому знанию и пониманию, нераскрытым в нашей интуиции. Диаграммы сходства, как правило, имеют от 40 до 60 элементов; однако нет ничего удивительно в том, чтобы увидеть от 100 до 200 элементов.

Необходимые материалы: липкие заметки или карты, маркировочные ручки, большая рабочая поверхность (стена,стол или пол).

Шаг 1: Запишите каждую идею с маркировочной ручкой на отдельной заметке или карте

(Во время мозгового штурма записывайте непосредственно на стикеры или карточки, если вы подозреваете, что будете следовать за мозговым штурмом с диаграммой сходства.) Беспорядочно разбросанные заметки на большой рабочей поверхности, чтобы все заметки были видны всем. Вся команда собирается вокруг заметок и участвует в следующих шагах.

Советы: используйте маркеры, чтобы слова можно было читать четко даже на расстоянии.. С помощью обычных ручек трудно читать идеи с любого расстояния. Письменные идеи должны быть длиной от трех до семи слов.

Шаг 2: Найдите идеи, которые кажутся связанными каким-то образом, и поместите их рядом

Попытайтесь найти связи между отдельными идеями и попросите членов команды одновременно отсортировать идеи (без разговоров) в пять-десять связанных групп. Повторяйте, пока все заметки не сгруппированы. Абсолютно нормально иметь "одиночек", которые не подходят для группы. Также можно переместить заметку, которую кто-то уже переместил. Если заметка кажется принадлежащей к двум группам, сделайте вторую заметку.

Советы: очень важно, чтобы никто не говорил во время этого шага. Основное внимание должно уделяться поиску и группированию связанных идей. Важно также назвать эти "группировки"."Не размещайте заметки в каком-либо порядке и не определяйте категории или заголовки заранее.

Шаг 3: начните обсуждение с вашей командой

На основе этих связей попытайтесь определить категории и создать карточки сводки или заголовка для каждой группы или категории. Вы можете обсудить форму диаграммы, любые удивительные паттерны, и особенно причины для перемещения спорных заметок. Вносите изменения и перемещайте идеи по мере необходимости. Когда идеи сгруппированы к удовлетворению команды, выберите заголовок для каждой группы. Чтобы сделать это, найдите заметку в каждой группе, которая захватывает значение группы. Поместите его в верхней части группы. Если такой записки нет, напишите одну. Часто бывает полезно написать или выделить эту заметку другим цветом.

Советы: карточки заголовка должны четко определять общий поток для всех группировок и должны быть описательными для этого потока.

Шаг 4: объедините группы в "супергруппы", если это необходимо

Назначьте все идеи указанным категориям, поместив их в заголовочные карточки.

Совет: базовое задание на "чутье", а не через созерцание.

ПРИМЕР ДИАГРАММЫ СРОДСТВА #1

Производственная команда  использовала схему сходства для организации списка потенциальных показателей эффективности. На рисунке 1 показан список элементов. Поскольку команда работает по сменному графику, и участники не могут встретиться, чтобы сделать диаграмму сходства вместе, они изменили процедуру.

Рисунок 1 мозговой штурм для примера диаграммы сходства

Члены команды записывали каждую идею на стикеры и размещали их в случайном порядке на используемой двери. В течение нескольких дней все просматривали заметки и перемещали их в связанные группы. Некоторые люди пересматривали эволюционирующую модель несколько раз. Через несколько дней появилась естественная группировка, показанная на рисунке 2 (ниже).

Обратите внимание, что одна из заметок, “безопасность”, стала частью заголовка для своей группы. Остальные заголовки были добавлены после появления группы. Были определены пять основных направлений деятельности: качество продукции, техническое обслуживание оборудования, производственные затраты, объем производства, безопасность и охрана окружающей среды.

Рисунок 2 Пример Диаграммы Сходства

ПРИМЕР ДИАГРАММЫ СРОДСТВА №2

Следующий пример взят из работы больницы. Стремясь лучше понять барьеры для своевременной доставки лекарств, команда создала диаграмму сходства в шесть шагов.

1. Назначен руководитель группы для планирования.

2. Согласована постановка вопроса или проблемы.

Совет: изложение проблемы в форме вопроса ("каковы барьеры для своевременной доставки лекарств?") часто может оказаться полезным.

3. Мозговой штурм и запись идей.

Совет: у вас есть два основных варианта сбора идей от членов команды. Участие всех участников группы обеспечивается с помощью бесшумной записи (вариант b, ниже), но традиционный мозговой штурм также может генерировать идеи.

1. Традиционный мозговой штурм-для того, чтобы вокруг группы, каждый человек пишет идею или ответ на вопрос на карте 3” x 5”, объявляя содержание карты в группе.

2. Бесшумная запись-каждый человек пишет ответы на 3” x 5 " карты или заметки, по одной идее на карту, пока все члены команды не исчерпали свой запас идей.

4. Прикрепили все карты к стене, группируя похожие идеи вместе. Например, команда опубликовала вместе все темы, которые предполагали, что аптека может быть недоукомплектована.

Совет: после первого размещения всех идей настройте группы, перемещая карты из одной стопки в другую, чтобы отразить более тесные связи. Члены команды должны говорить друг с другом, как они организуют идеи.

5. Пометить каждую окончательную группу заголовком, определяющим общую тему, к которой относятся все элементы группы. См. рисунок ниже.

6. Просмотр окончательных группировок и заголовков. Прогуливаясь и изучая размещенные заметки, все члены группы имели возможность увидеть группы, а затем прокомментировать их.

Следующие шаги: подключение к другим инструментам

Хотя диаграмма сходства может представлять интересные данные и полезные идеи, само упражнение должно привести к дальнейшему анализу. Теперь команда может использовать диаграмму отношений , например, или даже причинно-следственную диаграмму , чтобы добраться до первопричин задержки лекарств.

Диаграмма сходства, прежде всего, стимулирует обсуждение проблем или проблемы, открывая возможности для улучшения или решения.

Диаграмма сродства 3: своевременная поставка лекарств

Адаптировано из практических инструментов.

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Наши клиенты признательны за нашу работу
"Выражаем Вашему коллективу нашу искреннюю благодарность и глубокое признание"
Д.В. Крашенников "Производственное Объединение ОВЕН"
"Ваш подход к работе отвечает высоким требованиям нашей организации"
А.А. Слугин "ГК "Севкабель"