ресурсы КАЧЕСТВА | А-Я

Анализ первопричин

Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.

Определение Глоссария по качеству: анализ первопричин

Коренная причина (первопричина) определяется как фактор, который вызвал несоответствие и должен быть окончательно устранен путем улучшения процесса. Анализ первопричин (RCA) определяется как собирательный термин, который описывает широкий спектр подходов, инструментов и методов, используемых для выявления причин проблем.

Коренная причина – основная проблема, запускающая в движение всю причинно-следственную реакцию, которая в итоге приводит к проблеме. Есть подходы, в основном, направленные на выявление истинных первопричин, другие являются более общими методами решения проблем, а есть те, что просто предлагают поддержку основной деятельности на основании анализа. Ознакомившись с инструментарием анализа первопричин, вы сможете применить соответствующий метод или инструмент для решения конкретной проблемы.

ИСТОРИЯ АНАЛИЗА КОРНЕВЫХ ПРИЧИН

Анализ первопричин можно проследить до более широкой области общего управления качеством (TQM). TQM развивается в различных направлениях, включая анализ ряда проблем, их решение и анализ первопричин.

Анализ первопричин является частью более общего  процесса решения проблем и неотъемлемым условием постоянного совершенствования. Поэтому он выступает одним из основных этапов постоянной оптимизации. Важно отметить, что анализ первопричин сам по себе не даст никаких результатов. Он обязательно включается в общий контекст действий по решению проблем и улучшению качества.

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПЕРВОПРИЧИН

Существует много методологий, подходов и методов проведения анализа первопричин. В основном применяются следующие пять:

1.    Анализ событий и причинных факторов. Широко используемый для решения крупных единичных проблем, таких как взрыв на нефтеперерабатывающем заводе. Этот процесс использует данные, собранные быстро и методично, чтобы установить график действий, приведших к аварии. Как только сроки установлены, выявляются причинные и способствующие факторы.

2.    Анализ изменений: этот подход применим к ситуациям, когда производительность системы значительно изменилась. В нем рассматриваются изменения в человеческом факторе, оборудовании, информации и прочем, что могло способствовать изменению производительности.

3.    Анализ барьеров: этот метод фокусируется на том, какие элементы управления используются для предотвращения или обнаружения проблемы, и какие из них не эффективны.

4.    Управленческий надзор и анализ дерева рисков. Одним из аспектов этого подхода является использование древовидной диаграммы для определения того, что и почему произошло.

5.    Решение проблем Kepner-Tregoe и принятие решений: эта модель предоставляет четыре различных этапа решения проблем:

- Анализ ситуации.

- Анализ проблем.

- Анализ решения.

- Анализ потенциальных проблем.

Диаграмма анализа первопричин

ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ПЕРВОПРИЧИН

При выполнении методов и процессов анализа первопричин важно помнить следующее:

·     В то время как многие инструменты анализа первопричин могут использоваться одним человеком, результат все же улучшается, если группа работает вместе над поиском причин проблемы.

·     Ответственные за устранение первопричин (ы) должны быть видными членами аналитической группы.

Как показывает опыт «Менделеев Тест Групп» и международная практика, типичная схема анализа первопричин в организации может состоять из следующих шагов:

1.    Принятие решения сформировать небольшую команду для проведения анализа первопричин.

2.    Члены команды выбираются из бизнес-процесса / области организации, в которой возникла проблема. Команда может быть дополнена такими членами:

·      Линейный менеджер с полномочиями принимать решения.

·      Внутренний клиент из зоны процесса, где выявлена проблема.

·      Эксперт по улучшению качества, если другие члены команды имеют небольшой опыт работы в данной сфере.

3.    Анализ длится около двух месяцев. В процессе работы одинаково важны определение и понимание проблемы, мозговой штурм относительно ее возможных причин, анализ причин и следствий и разработка решения проблемы.

4.    В течение всего периода взаимодействия команда встречается, по крайней мере, еженедельно, иногда два или три раза в неделю. Встречи всегда короткие, максимум, два часа, и, поскольку они должны быть творческими, повестка дня довольно свободна.

5.    Кому-то одному отводится роль распределяющего задачи для разных членов команды.

6.    От момента, когда решение разработано, до внедрения, может пройти от одного дня до нескольких месяцев, прежде чем изменение будет завершено, в зависимости от специфики ситуации.

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Наши клиенты признательны за нашу работу
"Выражаем Вашему коллективу нашу искреннюю благодарность и глубокое признание"
Д.В. Крашенников "Производственное Объединение ОВЕН"
"Ваш подход к работе отвечает высоким требованиям нашей организации"
А.А. Слугин "ГК "Севкабель"