Вестник: 
ВЕСТНИК О КАЧЕСТВЕ
|
Сентябрь 2018

О внесении изменений в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы»

Постановление от 30 марта 2018 года №360. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Читать
5
минут
11/9/2018
Станьте клиентом
Оставьте заявку и станьте клиентом прямо сейчас!
Стать клиентом

Постановление от 30 марта 2018 года №360. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Справка

Внесено Минпромторгом России.

Государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы»(далее – госпрограмма) утверждена постановлением Правительства от 31 марта 2017 года №374.

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации параметры финансирования государственной программы приводятся в соответствие с федеральным бюджетом на текущий год и на плановый период.

Подписанным постановлением в госпрограмму внесены изменения, которыми параметры её финансирования приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Учитывая, что у нас до 2030 года планируется выйти на объём добычи на шельфе, по разным оценкам, до порядка 100 млн т нефти и 200 млрд куб. м газа, общая потребность в судах и платформах составит до 2030 года порядка 1400 единиц

Проект программы на заседании Правительства Российской Федерации представил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров

Из стенограммы:

Д.А.Медведев: Мы сегодня продолжим обсуждение государственных программ по ключевым направлениям социально-экономического развития страны. В нашей повестке дня – проект программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы», то есть на очень длительный период.

Я напомню, что Россия имеет почти 40 тыс. км береговой черты, более 100 тыс. км внутренних водных путей, это и масса других объектов водной инфраструктуры. Значительная часть внешней торговли у нас, естественно, обслуживается морским транспортом, до четверти мировых запасов углеводородного сырья расположено на российском шельфе. Цифры сами за себя говорят.

Традиционно наша страна имела мощное судостроение, начиная с петровских времён; входила в десятку самых продвинутых в этой сфере государств. Однако за последнее время произошло существенное сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов, и это привело к весьма сложному положению для наших судостроительных заводов: не везде, но во всяком случае значительная часть их в непростой ситуации. Реализация той программы, которую мы будем рассматривать, направлена на восстановление позиций России в мировом кораблестроении. Объём финансирования программы составит более 600 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – более 50% (330 млрд рублей).

Назову несколько приоритетных задач. Конечно, это формирование опережающего научно-технического задела, необходимого для создания перспективной морской и речной техники, обновления производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, потому что они в очень сложном положении, развития кадрового потенциала отрасли, потому как (я сам недавно был на нескольких судостроительных предприятиях), к сожалению, работники и рабочие в том числе – это люди среднего и старшего возраста, и смены нормальной нет. На это нужно обратить особое внимание. И, конечно, обеспечение выполнения государственного оборонного заказа.

Очень важно заниматься инновационным обновлением отрасли. Корабли, суда пора создавать «в цифре», так, как мы в последние годы создаём самолёты, а не так, как это было принято на протяжении сотен лет. Поэтому нужно разработать и новые технологии, и создать пилотные образцы соответствующих высокотехнологичных судов, и создать современную, но уникальную стендовую базу. Цели какие? В 2030 году увеличить выпуск продукции гражданского назначения почти в 5 раз, добиться значительного роста производительности труда, тоже почти в 5 раз (минимум в 4,5 раза), создать и модернизировать более 100 тыс. высококвалифицированных рабочих мест. Ну а доля военной техники на мировом рынке в качестве показателя должна превысить 15%, а гражданской – как минимум 2%, в настоящий момент нет даже половины процента. <...>

Д.В.Мантуров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства, приглашенные! Минпромторгом России разработан проект государственной программы развития судостроения на период 2013–2030 годов. Документ согласован со всеми заинтересованными ведомствами, прошёл широкое общественное, экспертное обсуждение. В ходе разработки госпрограммы мы проанализировали позиции России на мировом рынке, определили перспективные технологические и рыночные ниши. Основным принципом формирования программы было выбрано обеспечение эффективности решений на всех этапах индустриального цикла: от реализации НИР (научно-исследовательских работ) до промышленного производства.

На сегодня динамика развития судостроительной промышленности имеет ярко выраженную тенденцию роста: если по этому году мы планировали выйти на уровень 290 млрд рублей, то к 2030 году планируется выйти с объёмом уже 700 млрд рублей, при этом значительный объём роста достигается за счёт гражданской продукции. Такая оценка динамики развития отрасли опирается на важнейшие стратегические документы отраслей-заказчиков и государственную программу вооружения. В свою очередь будущий облик отрасли определяет стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2025 года – это ФЦП «Развитие ОПК» и федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на период 2009–2016 годов».

Отечественное судостроение исторически было ориентировано на строительство военно-морской и сложной гражданской техники. Крупносерийные, в том числе пассажирские, гражданские суда строились всегда традиционно в странах СЭВ. Сегодня можно чётко констатировать, что эта специфика российского судостроения должна сохраниться в обозримой перспективе. Необходима концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования, соответственно, транспортные суда, за исключением судов для внутренних водных путей. Поэтому в госпрограмме нами определены приоритетные рыночные ниши – это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение.

Остановлюсь на конкретном примере. На третьем слайде мы привели оценку потребности судостроительной продукции для освоения месторождений российского шельфа: зёленым цветом отмечены те месторождения, которые сегодня уже эксплуатируются; жёлтым – те, которые планируются к эксплуатации; и красным – это отдалённая перспектива, где на сегодняшний день происходит только доразведка месторождений. Для расчёта выбрана оптимальная схема освоения данных месторождений. Оценочный таким образом спрос на продукцию до 2030 года составит более 30 платформ, более 150 судов обеспечения, что может быть, естественно, уточнено по итогам геологоразведочных работ. На обеспечение этого перспективного спроса направлены мероприятия госпрограммы. Цель программы – это принципиальное улучшение конкурентной позиции судостроения России в мире, а в долгосрочной перспективе – обеспечение потребностей государства и частных российских заказчиков современной продукцией. Задача и подпрограммы выстроены в логике повышения эффективности всех этапов создания добавленной стоимости в отрасли: от фундаментальной и прикладной науки к развитию производственных мощностей и дальнейшему сопровождению, реализации судостроительной продукции на рынке.

Остановлюсь подробнее на отдельных подпрограммах. Основная идея подпрограммы «Развитие судостроительной науки» – это формирование научно-технического задела в целях создания универсальных, базовых платформ гражданской и военной техники. Перед нами стоит задача максимизации эффективности использования ресурсов при формировании научно-технического задела, поскольку 85% экспериментальной базы для военной и гражданской техники абсолютно идентично. Создание единой подпрограммы НТЗ (научно-технический задел) – это эффективное решение, которое позволит сконцентрировать ресурсы, унифицировать экспериментальную базу, снизить себестоимость продукции, обеспечить взаимный трансферт гражданских и военных технологий, причём на всех этапах концептуального проектирования до вывода продукта на рынок.

Вторая подпрограмма – это развитие гражданской морской и речной техники. Она направлена на реализацию конкретных пилотных проектов. Доведение базовых платформ, разработанных в рамках госпрограммы, до конечного рыночного продукта под конкретного заказчика будет происходить на основе скоординированных действий различных ведомств – участников программы. Финансироваться эта работа будет за счёт средств заказчиков.

Отечественное судостроение структурировано в рамках трёх ярко выраженных кластеров: это Северо-Западный, Дальневосточный, Южный. Развитие каждого из них имеет свою специфику в рамках госпрограммы. В Северо-Западном кластере исторически сосредоточен значительный потенциал, однако сегодня в нём необходима оптимизация производственных мощностей, так как предприятия кластера довольно неоднородны по своему техническому состоянию. Оптимизацию представляется целесообразно выполнить полностью за счёт внебюджетных источников, а проекты по модернизации мощностей выполнить за счёт в том числе бюджетных средств.

В Южном кластере в настоящий момент ведётся активная работа по созданию особых экономических судостроительных зон. В Дальневосточном кластере приоритетным проектом является строительство современного судостроительного комплекса «Звезда».

Задачи, которые будут решены в рамках четвёртой подпрограммы, – это создание условий для продвижения продукции отрасли на внутренний и внешний рынки и, конечно же, локализация производства комплектующих на территории Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено создание стимулов для расширения закупок отечественными заказчиками гражданских судов, изготовленных на российских верфях. Соответственно, мероприятия, требующие бюджетного финансирования, – это содействие развитию лизинга речных и рыбопромысловых судов и стимулирование спроса для ускоренной утилизации судов речного и рыбопромыслового флота. Отмечу, что устаревший парк данных судов составляет около 85%. Кроме того, предусмотрено два мероприятия законодательного характера – это создание особых экономических судостроительных зон в рамках уже принятого закона о поддержке судоходства и судостроения и разработка механизма выделения квот под строительство рыбопромысловых судов. Эта позиция согласована с Минсельхозом: буквально недавно мы пришли к общему пониманию в рамках дополнительных мероприятий по развитию рыболовецкого флота. Все меры господдержки, заложенные в госпрограмму, соответствуют нормам ВТО. Подпрограмма №5 направлена на разработку современных стандартов в сфере судостроения, системно-аналитическое и экспертное сопровождение реализации госпрограммы. Общие цифры, которые планируются по объёму финансирования (все программы Вы уже назвали, Дмитрий Анатольевич), – это 600 млрд. Это объём средств, в основном направленный на поддержку гражданского судостроения, и он, естественно, не затрагивает тех направлений, которые у нас ещё, соответственно, есть по военному кораблестроению в рамках ФЦП «ОПК». К 2025 году отрасль должна выйти на самостоятельный трек развития.

Поддержка, создание новых технологий и науки останутся задачами государства как способ увеличения конкурентоспособности отечественной промышленности. Такой подход соответствует сложившейся мировой практике. Результатом реализации госпрограммы станет увеличение доли российского судостроения на мировом рынке. Вы обозначили эти объёмы, я хотел только добавить, что по гражданскому судостроению мы обозначаем два основных показателя: это 2% в тоннаже, и, соответственно, 10% – мы хотим достичь результата в денежном выражении, поскольку я уже говорил о том, что мы сконцентрированы на высокотехнологичных продуктах, которые, естественно, дороже среднего уровня цены на рынке по отношению к типовым судам.

Мы также должны обеспечить примерно 30% внутреннего спроса за счёт собственного производства как гражданской морской техники, так и другой продукции для обеспечения внутреннего пользования. Спасибо за внимание.

Д.А.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович. Какие есть вопросы к Денису Валентиновичу и комментарии к тому, что было сказано? Есть желание что-то сказать?

Пожалуйста, Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.О.Рогозину).

Д.О.Рогозин (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, я просто хотел добавить к тому, что сказал министр. Мы в рамках Морской коллегии, которая у нас состоится 4 декабря в Санкт-Петербурге, отдельно рассмотрим ещё тематику создания освоенческих технологий применительно к Арктическому региону. То есть все виды новой морской техники, которые обсуждались у нас при подготовке данной госпрограммы, будут ещё подробно обсуждаться с привлечением специалистов и на заседании Морской коллегии. А так, в принципе проект данной госпрограммы мы обсуждали и в Правительстве, прежде чем внести его сюда, и считаем, что индикаторы, которые указаны министром, вполне достижимы.

Д.А.Медведев: Ладно. Спасибо. Ещё комментарии? Пожалуйста, Александр Валентинович (обращаясь к А.В.Новаку).

А.В.Новак (Министр энергетики Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Я также хотел сказать, что Министерством энергетики рассматривалась данная программа, согласована и, важно отметить, синхронизирована с потребностями компаний в строительстве судов, платформ компаний нефтегазового комплекса. Учитывая, что у нас до 2030 года планируется выйти на объём добычи на шельфе, по разным оценкам, до порядка 100 млн т нефти и 200 млрд куб. м газа, общая потребность в судах и платформах составит до 2030 года порядка 1400 единиц. Это огромный заказ, который мы оцениваем в сумму около 1 трлн рублей для отрасли. Поэтому мы поддерживаем эту программу и считаем, что важно ещё обратить внимание на то, что эти платформы и суда должны оборудоваться нашим, российским оборудованием. Сегодня, к сожалению, пока те платформы, которые выпускает наш отечественный судостроительный комплекс, оборудуются зарубежными технологиями, зарубежным оборудованием. И при реализации этой программы нужно будет обратить внимание на то, чтобы максимально локализовать производство оборудования для таких судов и платформ в Российской Федерации. Спасибо.

Источник: http://government.ru/docs/31933/

тэги

МЕНДЕЛЕЕВ ТЕСТ | СЕРТИФИКАЦИЯ

Наш опыт в области сертификации продукции и изделий судового машиностроения на соответствие требованиям морского регистра позволяет предоставлять широкий спектр услуг и выполнять проекты различной масштабности и сложности на высоком профессиональном уровне. Мы понимаем сложность бизнеса наших клиентов и готовы оказать поддержку в решении любых вопросов, находящихся в нашей компетенции.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О СЕРТИФИКАЦИИ
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ